Наверное каждый человек в нашей стране видел как делают дороги. Сложная работа массивной спецтехники завораживает и приковывает внимание не только маленьких детей, но и взрослых. А вам интересно как работает асфальтоукладчик? Давайте попробуем в этом разобраться и разложить “по полочкам” понятным языком. Но сначала необходимо выяснить что такое асфальтоукладчик, а уж потом описывать особенности его функционирования.
Что такое асфальтоукладчик
Асфальтоукладчиками называют самоходные дорожно-строительные автомобили, которые используют при ремонтных или строительных работах с дорожным полотном.
В число задач, которые ставятся перед этой спецтехникой входят:
прием асфальтобетонной или другой строительной смеси из грузового автотранспорта;
распределение смесей на всю ширину полосы укладки;
равномерность и необходимая толщина слоя смеси;
разравнивание предварительных слоев;
отделка поверхности покрытия.
Данные машины могут иметь отличия по типу ходовой части. Некоторые виды техники на гусеничном ходу, некоторые колесные. Как правило, первые более массивны и менее маневренны, что позволяет создавать более ровное дорожное покрытие. Также гусеничные используют при работах на слабых грунтах.
Колесные, напротив, имеют меньшую массу, но большую маневренность, поэтому их наиболее рационально использовать при ограниченных пространствах на твердых грунтах.
Как работает асфальтоукладчик
Как правило, для работы асфальтоукладчикам требуется помощь грузовой техники, например самосвала или камаза.
Грузовой автомобиль подъезжает кузовом к специальному приемному бункеру укладчика и после сигнала рабочего, начинает подачу горячей асфальтобетонной смеси. Смесь далее поступает по винтовым шкивам в отсек, где происходит ее разогрев при помощи горелок, что актуально в холодную пору года. Затем в шнековой камере асфальтобетонная смесь равномерно распределяется и немного уплотняется при помощи вибрации.
Заданную ширину укладки определяет размер специальных ограничителей по бокам асфальтоукладчика. Смесь при помощи шнеков подается к задней части машины, где расположена так называемая виброплита, в задачи которой входит выглаживание и легкая трамбовка укладочного материала.
Управление спецмашиной происходит при помощи пультов, за которыми сидит оператор. При их помощи можно осуществлять регулировку высоты подъема плиты. Задачей работы оператора также является регулярная проверка специальным щупом толщины слоя наносимой смеси. Это необходимо в первую очередь для качественного покрытия, а во-вторую для рационального использования смеси, чтобы ее хватило на ту площадь, которая задана техническими требованиями.
За толщиной слоя покрытия и подъемом виброплиты также следят электронные датчики, которые прикреплены слева и справа спецмашины. Это необходимо для того, чтобы укладываемое покрытие было в один уровень с покрытием на соседней полосе, например, или вплотную прилегало к установленным бордюрам.
При смене камаза или другой погрузочной техники необходимо следить, чтобы вся смесь, которая не попала в разогревочный отсек, достигла своей цели. Также работа техники немыслима без работы человека. Контроль за скоростью и равномерностью подачи укладываемой смеси осуществляют рабочие, которые при помощи лопат направляют насыпание смеси в бункер укладчика.
После того, как смесь равномерно распределена по дорожному полотну, работа асфальтоукладчика считается завершенной и окончательный вид трассе или дороге придает каток, которые идет следом за укладчиком.